Как и благодаря чему Ленинградский зоопарк пережил блокаду 1941–1944 годов?
Фото с сайта spbzoo.ru
В марте 2017 года некоторые из нас, бывших и действующих сотрудников ленинградского зоопарка, получили по электронной почте письмо с вопросами о нашем зоопарке, точнее о том его историческом периоде, когда он, вместе со всем городом в период Великой Отечественной войны, переживал страшную блокаду с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Это письмо заставило нас вспомнить воистину страшный период времени, который пришлось пережить нам, нашим родителям, бабушкам и дедушкам. В блокаде участвовали несметные, объединенные, международные силы: немецкая группа армий «Центр», в состав которой входили 29 дивизий с численностью около полумиллиона человек, а кроме того финские и испанские («Голубая дивизия») войска, военные силы многих стран Европы, военно-морские силы Италии, добровольцы из северной Африки, и др. Они были прекрасно вооружены и обеспечены всем необходимым. Только группа армий «Центр» к началу наступления на Ленинград имела превосходство над войсками Северо-Западного фронта по пехоте – в 2,4, орудиям – в 4, минометам – в 5,8, танкам – в 1,2, самолетам – в 9,8 раза.
В подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 г. указывалось: «…б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г) остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» («Советская военная энциклопедия. Том 1» Москва, Воениздат, 1976).
За период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов, сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасных авиабомб. Блокада длилась 872 дня. Список жителей Ленинграда, погибших в период блокады Ленинграда, содержит 629081 запись (Книга памяти «Ленинград. Блокада. 1941-1944». В 35 томах. 1996-2008 гг.). Вряд ли в мировой истории найдется подобный аналог стойкости, мужества и беспримерного героизма!
Бередить раны этой памяти очень больно. Некоторые люди сейчас призывают к тому, что об этом уже давно пора забыть. Но полученное нами письмо, дружные крики «Зиг хайль», которые мы сами пару лет назад слышали в некоторых вполне цивилизованных и демократических европейских странах, факельные шествия ветеранов СС вместе с молодежью там же, и даже, практически, официальное возрождение нацистской идеологии в ряде государств, претендующих на некие особые «западные ценности» демократии, ясно говорит о том, что не пришло еще время нашу историю забывать.
Поэтому, мы решили ответить на полученное нами письмо? Здесь необходимо пояснить, что, чаще всего, люди, задающие подобные вопросы, являются носителями определенной идеологи. Эти вопросы исходят именно из нее, а не из фактов или желания что-то действительно узнать. Именно экспансия такой идеологии является основной целью их контактов с окружающими: будь то беседы на улице, выступления в печати или на телевидении, или общение в Интернете. Другими словами, реальные факты интересуют их лишь как особым образом «смонтированная», «причесанная» и «подрихтованная» выборка, призванная свою идеологию подтвердить. Что-то доказывать таким людям — предприятие совершенно бессмысленное, поскольку цели их именно идеологические. Поэтому мы решили написать свой ответ, но не для них, а для тех, кто хочет и должен знать правду о тех людях, которые, вопреки «здравому смыслу», прагматизму и логике, сделали невозможное: оказались сильнее той колоссальной физической силы, которая уже дотянулась до их горла и почти задушила. Что же это за сила, которая оказалась сильнее дивизий, танков и самолетов, пуль и снарядов, стали и динамита? Откуда она взялась? В нашем ответе идеологии нет: ни коммунистической, никакой другой. В нем только факты и эмоции, которые воспитаны на общении с людьми, которые сами весь ужас войны и блокады вкусили в полной мере, и оказались сильнее его.
Так вот, история Ленинградского зоопарка и его сотрудников, все переживших и совершивших просто невозможное, история этих людей ясно показывает источник той силы, которую никому в мире еще не удавалось сломить… Наше письмо, которое мы посчитали для себя необходимым написать, предназначено не для тех, кто уже так выверенно и «технологично» старается внедрить в умы молодежи свои идеологические установки, призванные разрушить эту нашу внутреннюю силу. Она для тех новых поколений, которые эту са̀мую силу должны принять из рук поколения старшего, которое уже почти ушло. И ушло непобежденным… Мы остались, практически, последними посредниками, которые только и могут совершить передачу этой самой великой, самой непреложной ценности.
Мы не будем раскрывать имя того человека, который написал так затронувшее нас письмо. Пусть все, что он написал, останется на его совести. Мы пощадим его самолюбие.
Могу только сказать, что это достаточно молодая женщина, бывшая наша соотечественница, живущая сейчас за границей.
Ну а нам скрывать нечего. Мы имеем свои имена, и нам не стыдно ни за себя, ни за одно наше слово, ни за тех, кто сделал совершенно невозможное: своей, прежде всего, духовной и нравственной силой, правдой своей превозмог и сломил гигантскую физическую силу.